Инновационная деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

              "Детский сад № 461"

 

 

 

 

 

город Нижний Новгород, Ленинский район,

улица Адмирала Макарова, дом 5, корпус 3

тел/факс: 8(831)251-88-92

e-mail: ds461_nn@mail.52gov.ru

Инновационная деятельность

 

 

Тема проекта: Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений через проектирование в ОО развивающей образовательной среды.

          Цель: реализация педагогических проектов, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся и проектирование личностно-развивающей образовательной среды; апробация образовательных технологий, практик и инструментов развития личностного потенциала обучающихся в рамках взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Задачи:

1)             анализ актуального состояния уровня рассматриваемой проблемы в образовательный организации;

2)             проектирование личностно-развивающей образовательной среды и создание педагогических, методических и организационных условий по развитию личностного потенциала всех участников образовательных отношений;

3)             отбор технологий, практик и инструментов, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся в рамках взаимодействия всех участников образовательных отношений;

4)             апробация и оценка эффективности педагогических технологий, направленных на развития личностного потенциала участников образовательных отношений и проектирование личностно-развивающей образовательной среды.

Сроки деятельности инновационной площадки: 2024-2027 гг.

Участники инновационной деятельности: проектные группы МБДОУ «Детский сад №461» г. Нижний Новгород Нижегородской области, руководитель – заведующий Машинян Н.А.

Краткое описание инновационного потенциала учреждения:

Учреждение имеет опыт участия в инновационных проектах:

·             Региональная инновационная площадка ГБОУ ДПО НИРО «Разработка и апробация модели личностно-развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации как условия индивидуального развития участников образовательных отношений в ДОУ» 2021-2024гг. (Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения дополни тельного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО) от 08.07.2021 № 225 «Об организации инновационной деятельности на базе образовательных организаций Нижегородской области»).

·             Городской ресурсный центр по теме «Наставничество - как средство педагогического инвестирования» (ГРЦ) (Приказ департамента администрации города Нижнего Новгорода от 25.12.2023 № 1271 «О создании городских ресурсных центров»).

·             В сентябре 2023 года учреждение вошло во Всероссийскую сеть центров развития личностного потенциала. Присвоен статус «Центр развития личностного потенциала» (ЦРЛП). (Приказ благотворительного фонда «Вклад в будущее» от 21.08.2023 № 35/ОД «Об утверждении перечня образовательных организаций, включенных в число центров развития личностного потенциала»).

·             Участие в мероприятиях, организованных в  рамках работы ЦРЛП на II Слете Центров развития личностного потенциала г. Калуга.

·             Призёр городской выставки-форума лучших практик образовательных учреждений по работе с семьей, которая проходила на площадке КУПНО. Сегмент «Лучшая образовательная организация» - 2 место.

·             Участник Комплексной программы по развитию личностного потенциала в Нижегородской области при поддержки Благотворительного фонда Сбербанк «Вклад в будущее» (с 2021 года по н.в.).

·             Участники проекта «Бережливая Губерния» (с 2019 года по н.в.).

·             Призёры педагогического наставнического форума «Регион талантов», в рамках которого прошёл финал Кейс-чемпионата по наставничеству в Нижегородской области «Ступени профессионализма» - воспитатель Холенкова С.Н. 2 место. (2023г.).

·             Участие во Всероссийском педагогическом фестивале «Лучшие практики развития личностного потенциала» г. Москва. Практика «Лесенка успеха», «Юбилейный фестиваль «Нам 35!». (2023г.).

·             Участие в образовательном событии «Новые форматы соучастия» в рамках конкурса-игры «Школа Рыбаков Фонда имени Льва Выготского». (2023г.).

·             Участие во Всероссийском семинаре «Практика открытости в работе ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников» в городе Ярославле. Опыт работы ДОУ по теме «Содружество в единстве». (2023г.).

·             Транслирование опыта работы в рамках телемостов Нижний Новгород - Усть-Илимск (детский сад № 32 «Айболит» и № 18 города Усть-Илимска) и  Нижний Новгород – Белгород (с воспитанниками детского сада «Рябинушка» село Гостищево Белгородской области).

Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации инновационной деятельности (материальные, кадровые, информационные и др.):

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 461» функционирует с 1988 года.  ДОУ расположено  по адресу: 603132, г. Нижний Новгород, ул. Адмирала Макарова, д. 5, корп. 3,находится в типовом двухэтажном здании.

В ДОУ функционирует 10 групп общеразвивающей направленности; 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Режим работы  ДОУ: 12-ти  часовое пребывание воспитанников, при 5-ти дневной рабочей неделе. В настоящее время в ДОУ - 285 воспитанников.

1. Кадровое обеспечение: условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности

Учреждение на 100% укомплектовано кадрами в соответствии со штатным расписанием.

Кадровый состав  ДОУ

Количество человек

1

Заведующий

1

2

Заместитель заведующего

2

3

Старший воспитатель

1

4

Воспитатели 

24

6

Инструктор по физической культуре

1

7

Педагог - психолог

1

8

Музыкальный руководитель

2

9

Учитель - логопед

2

 

В учреждении с воспитанниками работает квалифицированный педагогический состав. Всего аттестовано 25 педагогов (80,6%), из них: высшая квалификационная категория – 9 человек (29%), первая квалификационная категория – 7 человек (22,6%), соответствие занимаемой должности – 9 человек (29%). Педагоги регулярно повышают уровень своей профессиональной квалификации через разные формы работы, предусмотренные  основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461», адаптированной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461», годовым планом работы ДОУ и индивидуальными программами профессионального саморазвития.

Сложилась система методической работы в ДОУ: организована «Школа молодого педагога», «Школа мудрого педагога», которые способствует развитию кадрового потенциала ДОУ. Именно в рамках работы «Школы мудрого педагога» функционирует реверсивное наставничество. Большая работа с педагогами ведется в формате флеш-наставничества. Диссеминация опыта работы учреждения в рамках наставнической деятельности ДОУ проходит через участие педагогов ДОУ в мероприятиях различного уровня, в которых высокие результаты.

Воспитатель Холенкова С.Н. победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России - 2022» и заняла 2 место на региональном этапе.

Холенкова С.Н. призёр кейс-чемпионата по наставничеству в Нижегородской области «Ступени профессионализма» - 2 место.

2. Материально-техническое обеспечение: соответствует требованиям санитарных правил и пожарной безопасности, оснащенности помещений и материально-техническому обеспечению основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461». Определен перечень методической литературы и пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО.

В ДОУ созданы необходимые условия для реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461». Для развития детей во всех видах деятельности функционируют: физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет дополнительного образования, кабинет педагога - психолога, кабинет учителя - логопеда.

В дошкольном учреждении созданы условия для использования информационно –коммуникационных технологий: персональные компьютеры, ноутбуки, индивидуальные планшеты, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, интерактивные развивающие пособия.

 

1. Оснащенность оргтехникой

Персональный компьютер

5

Ноутбук

15

Интерактивная панель ТАЧПАИНТ

2

Мультимедийный проектор

7

Индивидуальные планшеты

30

Принтер

1

МФУ

5

Копировальный аппарат

2

Ламинатор

1

Переплетная система

1

Телевизор

1

Музыкальный центр

4

Синтезатор

1

Переносная аудиосистема

1

Микшер

1

Web - камера

1

 2. Доступ к информационным системам

и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеется у административных и педагогических работников.

Количество точек подключения к сети "Интернет"

1

Наличие локальной сети

имеется

Наличие Wi-fi

 

имеется

Скорость "Интернет"

до 20 Мбит/с

Провайдер

ПАО "Ростелеком"

Наличие сервера

Нет

 

На территории детского сада имеются 12 участков для прогулок детей каждой возрастной группы, оборудованные в соответствии с современными санитарными требованиями и правилами безопасности, оборудована физкультурная площадка, метеоплощадка, центр экспериментирования, экологическая тропа. 

Вся территория ДОУ озеленена, эстетически оформлена. Используются технологии ландшафтного дизайна.

3. Развивающая предметно-пространственная среда: развивает индивидуальность каждого воспитанника с учетом его склонностей, интересов, индивидуальных проявлений активности и отражает содержание образовательных областей в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей воспитанников, элементы ее тесно взаимосвязаны между собой по состоянию и стилю. Развивающая предметно-пространственная среда в  ДОУ выполняет различные функции - образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

В функциональных помещениях и группах имеются различные пространства для игры, уединения, конструирования и других видов детской деятельности; в наличии материалы, оборудование, инвентарь, игры, игрушки для развития видов детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Все материалы и оборудование имеют сертификаты качества, отвечают гигиеническим требованиям. Форма, дизайн игрового оборудования и материалов также ориентированы на безопасность.

 4. Финансовые ресурсы: основным источником финансирования является целевое финансирование из областного и городского бюджета. Другими источниками финансирования являются благотворительные взносы и пожертвования, платные образовательные услуги.

Хорошо развита система дополнительного образования, реализуются следующие дополнительные образовательные программы:

 п/п

Наименование дополнительной образовательной программы

1.

Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка»

 (математика, грамота для детей 6-7 лет)

2.

Дополнительная образовательная программа «Юный эрудит»

(обучение детей игре в шашки и шахматы)

3.

Дополнительная образовательная программа «Школа мяча»

 (фитбол-аэробика)

4.

Дополнительная образовательная программа «Реченька»

(групповые занятия с учителем-логопедом)

5.

Дополнительная образовательная программа «Реченька»

(индивидуальные занятия с учителем-логопедом)

6.

Дополнительная образовательная программа «Весёлый английский»

(обучение детей английскому языку)

7.

Дополнительная образовательная программа «Домисолька»

(вокальный)

8.

Дополнительная образовательная программа «Самоделкин»

(робототехника)

9.

Дополнительная образовательная программа «Умка»

(раннее обучение чтению по методике Т.Зайцева)

10.

Дополнительная образовательная программа «Солнечный лучик»

(занятия с педагогом-психологом)

11.

Дополнительная образовательная программа «Фантазёры» (театральный)

 

В Учреждении разработана и активно реализуется программа социального партнерства, целью которой является создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей успешной социально-культурной адаптации, социализации и самореализации личности ребенка-дошкольника. На сегодняшний день социальными партнерами Учреждения являются:

- МБОУ «Школа № 106» (работа по осуществлению преемственности детского сада и школы);

- детская районная библиотека им. С.Я. Маршака (работа в течение года осуществлялась через различные формы: тематические беседы, видео-презентации, литературные викторины, экскурсии, которые помогли активизировать дошкольников, познакомить их с библиотекой, приобщить к миру книг);

- Центр родительской культуры «Исток» (консультации для родителей (законных представителей) и педагогов, семинары, практические занятия, индивидуальные беседы) по предварительной договорённости;

- МБУ ДО центр детского творчества Ленинского района;

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Юбилейный»;

-  МБУ ДО «ДМШ № 16».

          Все они упираются на то или иное направление развития ребенка, формируют у него конкретную компетентность.

          Взаимодействие ДОУ с социальными институтами строится на основе договора о сотрудничестве между учреждениями. Ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с каждым учреждением. Такой план позволяет проследить взаимосвязи, равномерно распределить деятельность, не перегружая временное пространство.

5. Информационные ресурсы: официальный сайт ДОУ, страницы в социальных сетях ВК и Инстаграм, информационная панель, размещенная около центрального входа, информационные стенды в центральных коридорах, родительские информационные центры, открытая стена, представленность педагогов учреждения в профессиональных интернет-сообществах.

          Актуальность инновационной идеи

Актуальность темы инновационной площадки, связанной с разработкой организационно-управленческой технологии и сопровождения системных изменений в ОО в результате реализации Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка РФ «Вклад в будущее».

Первый аспект - политико- стратегическая актуальность определяется на основе учета существующих вызовов и трендов в развитии образования. Второй аспект - научно-методическая актуальность связана с прогностическим потенциалов подходов, теорий и концепций Программы по развитию личностного потенциала, проектированию личностно-развивающей среды ОО.

          Акцент делается на становление и развитие ЛРОС в ОО для поддержки личностного потенциала всех участников образовательных отношений, при этом синергетический эффект направлен на оптимизацию и взаимное пересечение отдельных звеньев общего процесса. Базовым является событийный и системно-деятельностный подход.

          Участники инновационной площадки ориентируются на те новшества, которые будут вводится в организациях после обучения педагогов по модулю ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений», на ключевые продукты, представляемые Фондом «Вклад в будущее». Предлагаемые технологии, техники и инструментарии в большинстве случаев являются инновацией для системы образования. Передовой характер содержания программ основан на идеях ведущих отечественных специалистов, разработчиков подходов к развитию личностного потенциала, создания ЛРОС, поддержке креативности, блочно-модульному построению учебных занятий, стратегическому и проектному подходу к управлению ОО, компетентностному подходу в образовании (Асмолов А.Г., Гордеева Т.О., Иоффе А.Н., Комаров Р.В., Леонтьев Д.А., Моисеев А.М., Пинская М.А., Сергиенко Е.А., Ясвин В.А. и др.).

          Командный характер организации не только в работе обучающихся, но и в педагогической среде, где профессиональные обучающиеся сообщества (ПОС) являются ключевым инструментом в образовательной среде. Особое внимание уделяется созданию благоприятной дружественной, творческой, поддерживающей, комфортной и одновременно – проблематизирующей среды обучения.

Практическая значимость инновационной идеи: педагогами будут разработаны проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды в ОО и построение практик развивающего образования в образовательной организации, занятия в событийном ключе, банк лучших образовательных практик по развитию личностного потенциала, эмоционального интеллекта и пр.

 

Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

Диагностика среды ОО. Мониторинг реализации программы становится системной частью работы.

Определение условий и оптимальных организационных составляющих для реализации Программы по развитию личностного потенциала.

Апробация и оценка эффективности педагогических технологий, инструментов по развития личностного потенциала обучающихся в рамках взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Участие в Фестивале лучших педагогических практик по развитию личностного потенциала.

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

·                 повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития у обучающихся личностного потенциала

·                 повышение качества корпоративной культуры и образовательной среды

·                 обеспечение конкурентноспособности ОО

 

Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности: методические разработки, публикации, трансляция передового педагогического опыта на сайте ОО, выступления на семинарах, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, создание мультимедийной продукции.

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения