Тема проекта: Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений через проектирование в ОО развивающей образовательной среды.
Цель: реализация педагогических проектов, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся и проектирование личностно-развивающей образовательной среды; апробация образовательных технологий, практик и инструментов развития личностного потенциала обучающихся в рамках взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Задачи:
1) анализ актуального состояния уровня рассматриваемой проблемы в образовательный организации;
2) проектирование личностно-развивающей образовательной среды и создание педагогических, методических и организационных условий по развитию личностного потенциала всех участников образовательных отношений;
3) отбор технологий, практик и инструментов, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся в рамках взаимодействия всех участников образовательных отношений;
4) апробация и оценка эффективности педагогических технологий, направленных на развития личностного потенциала участников образовательных отношений и проектирование личностно-развивающей образовательной среды.
Сроки деятельности инновационной площадки: 2024-2027 гг.
Участники инновационной деятельности: проектные группы МБДОУ «Детский сад №461» г. Нижний Новгород Нижегородской области, руководитель – заведующий Машинян Н.А.
Краткое описание инновационного потенциала учреждения:
Учреждение имеет опыт участия в инновационных проектах:
· Региональная инновационная площадка ГБОУ ДПО НИРО «Разработка и апробация модели личностно-развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации как условия индивидуального развития участников образовательных отношений в ДОУ» 2021-2024гг. (Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения дополни тельного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО) от 08.07.2021 № 225 «Об организации инновационной деятельности на базе образовательных организаций Нижегородской области»).
· Городской ресурсный центр по теме «Наставничество - как средство педагогического инвестирования» (ГРЦ) (Приказ департамента администрации города Нижнего Новгорода от 25.12.2023 № 1271 «О создании городских ресурсных центров»).
· В сентябре 2023 года учреждение вошло во Всероссийскую сеть центров развития личностного потенциала. Присвоен статус «Центр развития личностного потенциала» (ЦРЛП). (Приказ благотворительного фонда «Вклад в будущее» от 21.08.2023 № 35/ОД «Об утверждении перечня образовательных организаций, включенных в число центров развития личностного потенциала»).
· Участие в мероприятиях, организованных в рамках работы ЦРЛП на II Слете Центров развития личностного потенциала г. Калуга.
· Призёр городской выставки-форума лучших практик образовательных учреждений по работе с семьей, которая проходила на площадке КУПНО. Сегмент «Лучшая образовательная организация» - 2 место.
· Участник Комплексной программы по развитию личностного потенциала в Нижегородской области при поддержки Благотворительного фонда Сбербанк «Вклад в будущее» (с 2021 года по н.в.).
· Участники проекта «Бережливая Губерния» (с 2019 года по н.в.).
· Призёры педагогического наставнического форума «Регион талантов», в рамках которого прошёл финал Кейс-чемпионата по наставничеству в Нижегородской области «Ступени профессионализма» - воспитатель Холенкова С.Н. 2 место. (2023г.).
· Участие во Всероссийском педагогическом фестивале «Лучшие практики развития личностного потенциала» г. Москва. Практика «Лесенка успеха», «Юбилейный фестиваль «Нам 35!». (2023г.).
· Участие в образовательном событии «Новые форматы соучастия» в рамках конкурса-игры «Школа Рыбаков Фонда имени Льва Выготского». (2023г.).
· Участие во Всероссийском семинаре «Практика открытости в работе ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников» в городе Ярославле. Опыт работы ДОУ по теме «Содружество в единстве». (2023г.).
· Транслирование опыта работы в рамках телемостов Нижний Новгород - Усть-Илимск (детский сад № 32 «Айболит» и № 18 города Усть-Илимска) и Нижний Новгород – Белгород (с воспитанниками детского сада «Рябинушка» село Гостищево Белгородской области).
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации инновационной деятельности (материальные, кадровые, информационные и др.):
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 461» функционирует с 1988 года. ДОУ расположено по адресу: 603132, г. Нижний Новгород, ул. Адмирала Макарова, д. 5, корп. 3,находится в типовом двухэтажном здании.
В ДОУ функционирует 10 групп общеразвивающей направленности; 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Режим работы ДОУ: 12-ти часовое пребывание воспитанников, при 5-ти дневной рабочей неделе. В настоящее время в ДОУ - 285 воспитанников.
1. Кадровое обеспечение: условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности
Учреждение на 100% укомплектовано кадрами в соответствии со штатным расписанием.
№ |
Кадровый состав ДОУ |
Количество человек |
1 |
Заведующий |
1 |
2 |
Заместитель заведующего |
2 |
3 |
Старший воспитатель |
1 |
4 |
Воспитатели |
24 |
6 |
Инструктор по физической культуре |
1 |
7 |
Педагог - психолог |
1 |
8 |
Музыкальный руководитель |
2 |
9 |
Учитель - логопед |
2 |
В учреждении с воспитанниками работает квалифицированный педагогический состав. Всего аттестовано 25 педагогов (80,6%), из них: высшая квалификационная категория – 9 человек (29%), первая квалификационная категория – 7 человек (22,6%), соответствие занимаемой должности – 9 человек (29%). Педагоги регулярно повышают уровень своей профессиональной квалификации через разные формы работы, предусмотренные основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461», адаптированной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461», годовым планом работы ДОУ и индивидуальными программами профессионального саморазвития.
Сложилась система методической работы в ДОУ: организована «Школа молодого педагога», «Школа мудрого педагога», которые способствует развитию кадрового потенциала ДОУ. Именно в рамках работы «Школы мудрого педагога» функционирует реверсивное наставничество. Большая работа с педагогами ведется в формате флеш-наставничества. Диссеминация опыта работы учреждения в рамках наставнической деятельности ДОУ проходит через участие педагогов ДОУ в мероприятиях различного уровня, в которых высокие результаты.
Воспитатель Холенкова С.Н. победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России - 2022» и заняла 2 место на региональном этапе.
Холенкова С.Н. призёр кейс-чемпионата по наставничеству в Нижегородской области «Ступени профессионализма» - 2 место.
2. Материально-техническое обеспечение: соответствует требованиям санитарных правил и пожарной безопасности, оснащенности помещений и материально-техническому обеспечению основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461». Определен перечень методической литературы и пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО.
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 461». Для развития детей во всех видах деятельности функционируют: физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет дополнительного образования, кабинет педагога - психолога, кабинет учителя - логопеда.
В дошкольном учреждении созданы условия для использования информационно –коммуникационных технологий: персональные компьютеры, ноутбуки, индивидуальные планшеты, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, интерактивные развивающие пособия.
1. Оснащенность оргтехникой |
Персональный компьютер |
5 |
Ноутбук |
15 |
Интерактивная панель ТАЧПАИНТ |
2 |
Мультимедийный проектор |
7 |
Индивидуальные планшеты |
30 |
Принтер |
1 |
МФУ |
5 |
Копировальный аппарат |
2 |
Ламинатор |
1 |
Переплетная система |
1 |
Телевизор |
1 |
Музыкальный центр |
4 |
Синтезатор |
1 |
Переносная аудиосистема |
1 |
Микшер |
1 |
Web - камера |
1 |
2. Доступ к информационным системам
и информационно-телекоммуникационным сетям |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеется у административных и педагогических работников. |
Количество точек подключения к сети "Интернет" |
1 |
Наличие локальной сети |
имеется |
Наличие Wi-fi
|
имеется |
Скорость "Интернет" |
до 20 Мбит/с |
Провайдер |
ПАО "Ростелеком" |
Наличие сервера |
Нет |
На территории детского сада имеются 12 участков для прогулок детей каждой возрастной группы, оборудованные в соответствии с современными санитарными требованиями и правилами безопасности, оборудована физкультурная площадка, метеоплощадка, центр экспериментирования, экологическая тропа.
Вся территория ДОУ озеленена, эстетически оформлена. Используются технологии ландшафтного дизайна.
3. Развивающая предметно-пространственная среда: развивает индивидуальность каждого воспитанника с учетом его склонностей, интересов, индивидуальных проявлений активности и отражает содержание образовательных областей в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей воспитанников, элементы ее тесно взаимосвязаны между собой по состоянию и стилю. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выполняет различные функции - образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
В функциональных помещениях и группах имеются различные пространства для игры, уединения, конструирования и других видов детской деятельности; в наличии материалы, оборудование, инвентарь, игры, игрушки для развития видов детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Все материалы и оборудование имеют сертификаты качества, отвечают гигиеническим требованиям. Форма, дизайн игрового оборудования и материалов также ориентированы на безопасность.
4. Финансовые ресурсы: основным источником финансирования является целевое финансирование из областного и городского бюджета. Другими источниками финансирования являются благотворительные взносы и пожертвования, платные образовательные услуги.
Хорошо развита система дополнительного образования, реализуются следующие дополнительные образовательные программы:
п/п |
Наименование дополнительной образовательной программы |
1. |
Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка»
(математика, грамота для детей 6-7 лет) |
2. |
Дополнительная образовательная программа «Юный эрудит»
(обучение детей игре в шашки и шахматы) |
3. |
Дополнительная образовательная программа «Школа мяча»
(фитбол-аэробика) |
4. |
Дополнительная образовательная программа «Реченька»
(групповые занятия с учителем-логопедом) |
5. |
Дополнительная образовательная программа «Реченька»
(индивидуальные занятия с учителем-логопедом) |
6. |
Дополнительная образовательная программа «Весёлый английский»
(обучение детей английскому языку) |
7. |
Дополнительная образовательная программа «Домисолька»
(вокальный) |
8. |
Дополнительная образовательная программа «Самоделкин»
(робототехника) |
9. |
Дополнительная образовательная программа «Умка»
(раннее обучение чтению по методике Т.Зайцева) |
10. |
Дополнительная образовательная программа «Солнечный лучик»
(занятия с педагогом-психологом) |
11. |
Дополнительная образовательная программа «Фантазёры» (театральный) |
В Учреждении разработана и активно реализуется программа социального партнерства, целью которой является создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей успешной социально-культурной адаптации, социализации и самореализации личности ребенка-дошкольника. На сегодняшний день социальными партнерами Учреждения являются:
- МБОУ «Школа № 106» (работа по осуществлению преемственности детского сада и школы);
- детская районная библиотека им. С.Я. Маршака (работа в течение года осуществлялась через различные формы: тематические беседы, видео-презентации, литературные викторины, экскурсии, которые помогли активизировать дошкольников, познакомить их с библиотекой, приобщить к миру книг);
- Центр родительской культуры «Исток» (консультации для родителей (законных представителей) и педагогов, семинары, практические занятия, индивидуальные беседы) по предварительной договорённости;
- МБУ ДО центр детского творчества Ленинского района;
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Юбилейный»;
- МБУ ДО «ДМШ № 16».
Все они упираются на то или иное направление развития ребенка, формируют у него конкретную компетентность.
Взаимодействие ДОУ с социальными институтами строится на основе договора о сотрудничестве между учреждениями. Ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с каждым учреждением. Такой план позволяет проследить взаимосвязи, равномерно распределить деятельность, не перегружая временное пространство.
5. Информационные ресурсы: официальный сайт ДОУ, страницы в социальных сетях ВК и Инстаграм, информационная панель, размещенная около центрального входа, информационные стенды в центральных коридорах, родительские информационные центры, открытая стена, представленность педагогов учреждения в профессиональных интернет-сообществах.
Актуальность инновационной идеи
Актуальность темы инновационной площадки, связанной с разработкой организационно-управленческой технологии и сопровождения системных изменений в ОО в результате реализации Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка РФ «Вклад в будущее».
Первый аспект - политико- стратегическая актуальность определяется на основе учета существующих вызовов и трендов в развитии образования. Второй аспект - научно-методическая актуальность связана с прогностическим потенциалов подходов, теорий и концепций Программы по развитию личностного потенциала, проектированию личностно-развивающей среды ОО.
Акцент делается на становление и развитие ЛРОС в ОО для поддержки личностного потенциала всех участников образовательных отношений, при этом синергетический эффект направлен на оптимизацию и взаимное пересечение отдельных звеньев общего процесса. Базовым является событийный и системно-деятельностный подход.
Участники инновационной площадки ориентируются на те новшества, которые будут вводится в организациях после обучения педагогов по модулю ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений», на ключевые продукты, представляемые Фондом «Вклад в будущее». Предлагаемые технологии, техники и инструментарии в большинстве случаев являются инновацией для системы образования. Передовой характер содержания программ основан на идеях ведущих отечественных специалистов, разработчиков подходов к развитию личностного потенциала, создания ЛРОС, поддержке креативности, блочно-модульному построению учебных занятий, стратегическому и проектному подходу к управлению ОО, компетентностному подходу в образовании (Асмолов А.Г., Гордеева Т.О., Иоффе А.Н., Комаров Р.В., Леонтьев Д.А., Моисеев А.М., Пинская М.А., Сергиенко Е.А., Ясвин В.А. и др.).
Командный характер организации не только в работе обучающихся, но и в педагогической среде, где профессиональные обучающиеся сообщества (ПОС) являются ключевым инструментом в образовательной среде. Особое внимание уделяется созданию благоприятной дружественной, творческой, поддерживающей, комфортной и одновременно – проблематизирующей среды обучения.
Практическая значимость инновационной идеи: педагогами будут разработаны проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды в ОО и построение практик развивающего образования в образовательной организации, занятия в событийном ключе, банк лучших образовательных практик по развитию личностного потенциала, эмоционального интеллекта и пр.
Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:
Диагностика среды ОО. Мониторинг реализации программы становится системной частью работы.
Определение условий и оптимальных организационных составляющих для реализации Программы по развитию личностного потенциала.
Апробация и оценка эффективности педагогических технологий, инструментов по развития личностного потенциала обучающихся в рамках взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Участие в Фестивале лучших педагогических практик по развитию личностного потенциала.
Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:
· повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития у обучающихся личностного потенциала
· повышение качества корпоративной культуры и образовательной среды
· обеспечение конкурентноспособности ОО
Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности: методические разработки, публикации, трансляция передового педагогического опыта на сайте ОО, выступления на семинарах, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, создание мультимедийной продукции.